Обзор пост-панк релизов Crass Records

Блог не умер, просто я лентяй. Получите и распишитесь, перевод отличной статьи Оливера Шеппарда о пост-панк релизах Crass Records. Статья висела на умершем cultpunk.org, но хорошо что у меня есть привычка сохранять интернет на жесткий диск. Большое спасибо Коле Кобольду за перевод.

Звукозаписывающие лейблы – интересное явление. Некоторые из них создают вокруг себя культ так же, как и группы. К примеру, Factory, SST, Dischord, 4AD, Rough Trade и Alternative Tentacles имеют устоявшуюся аудиторию фанов, оценивающих присутствие группы на лейбле как гарантированный знак стиля, этики, годности (если можно так сказать) или всего разом. Это напоминает о славных днях Sun и Decca Records.

Записывающие лейблы, впрочем, могут обрести репутацию, которая позже будет работать против них. Так было в девяностых с Epitaph, некогда надежным оплотом хардкор панка, ставшим в последние годы лейблом, где редко издается хорошая группа. Головокружительный коммерческий успех The Offspring и Rancid, подписанных на Epitaph, со временем вывел лейбл на тропу позерской коммерции, испортившей репутацию не только самому лейблу, но и тем немногим действительно стоящим группам, которые до сих пор на него подписаны.

Crass Records, хотя никогда и не коммерциализировались, столкнулись с той же проблемой: в распространенном восприятии (а точнее, среди тех, кто менее информирован) лейбл приобрел образ пристанища однообразных, примитивных и беснующихся банд типа The Exploited, хотя в действительности каталог музыки, издававшейся там, значительно более разнообразен и любопытен. Crass, как и их дочерний лейбл, Corpus Christi, занимались, кроме прочего, группами, играющими индустриал, электро-панк и дэзрок, а так же пост-панк всех видов. Настоящая статья – путеводитель по таким коллективам.

1. Crass, “Reality Asylum,” 1978. Многим из вас может показаться странным, но самый первый релиз, которому суждено было быть изданным на Crass Records, вряд ли можно назвать тем, что сейчас понимают под панк-музыкой. Более всего сюда подходит ярлык «дарк эмбиент», авангардное и мрачное звучание звукового полотна вызывает сравнение с Throbbing Gristle, Nurse with Wound, и ранними Current 93, а уж никак не с тогдашним семидесятническим панк роком. Работники завода отказались участвовать в выпуске их дебютного Feeding of the 5000 из-за присутствия на нем этого трека, так как считали его «слишком богохульным». Даже сегодня запись напоминает сюрреалистическое путешествие в глубины ада. Запись к тому же демонстрирует неожиданно новаторский для 1978 года подход. Немного больше о Crass в конце статьи, но начиналось все именно с этого трека:

2. Poison Girls. Как и Crass, начинали на Small Wonder Records, но впоследствии основали собственный лейбл, Xntrx. Вокалистка и лидер группы Ви Сабверса выступала позже в составе кабаре-дуэта, но некоторые элементы кабаре присутствовали уже в песне Poison Girls “Real Woman.” В 2001 или 2002 году я просматривал сетлисты диджеев на deathrock.com и заметил в одном из них песню Poison Girls “Persons Unknown”. Немного поискав, я нашел песню и тут же влюбился в вокал Сабверсы. Ее голос кажется вызывающим и жутковатым, даже ведьминским. Другие похожие вокалистки с подобным типом пения: Дина Кансер из 45 Grave, Диана Гул из The Skabs и Вероника Липглосс из Veronica Lipgloss and the Evil Eyes.

3. Hit Parade. Этот проект, состоящий из одного участника, начинался как синтипанк в духе Screamers, однако за время сотрудничества с Crass полностью перешел на нью вейв территорию, вплоть до выпуска танцевальных ремиксов. Их 12-дюймовка “Plastic Culture” непременно потрясет представление многих о том, каким «должен» быть релиз, изданный на Crass Records. Кого-то, впрочем, он заставит потрясти собственной задницей. Фактически, в звучании он крайне близко подбирается к сырому EBM. Это проект ирландского музыканта Дейва Хиндмана, не стоит путать его с как минимум двумя группами с тем же названием. Ищите: “Bad News” EP и “Plastic Culture” 12”.

4. UK Decay. Ах да, одна из нескольких групп, которые ныне считаются основателями готического рока и дэтрока. И да, Crass издавали их на Corpus Christi – в частности, четырехпесенный “Rising from the Dread” (sic) EP, в который вошли песни “Werewolf,” “Testament,” “Jerusalem Over” и “Rising from the Dead,” ниже:

5. Lack of Knowledge. Ярые последователи Joy Division. По правде говоря, Lack of Knowledge – одна из наиболее любимых мною групп и, вместе с The Mob, несправедливо подверглись тому, что я называю «проклятье Crass»: они, как и другие из этой статьи, были дискредитированы самим фактом связи с Crass, что, опять же, произошло из ложного отождествления эстетики Crass с панк роком низкого пошиба вроде Total Chaos и других групп с Punkcore Records. Если бы только Lack of Knowledge (да и The Mob) имели другие обложки (без фирменных знаков Crass) и выпускались, скажем, на 4AD, то, как мне кажется, у них не было бы ни единого шанса прозябать в той неизвестности, в которой они находятся сегодня. Эти парни, одетые в серые рубашки и черные галстуки, могли бы быть родом из Манчестера. Их наиболее значимый EP “Grey” издан на Crass Records в 1983, а Corpus Christi выпустил альбом Sirens Are Back в 1985.

6. D&V. Название проекта – сокращение от «барабаны и голос», этот индустриально-электронный дуэт возник в Шеффилде, «колыбели электронной поп-музыки» и родине Cabaret Voltaire, Human League и Artery. Да, минималистический индастриал с сэмплами и лупами — простой, доступный и цепляющий. Crass издали их EP “Nearest Door” в 1983, так же, как и одноименный с группой полновес в 1984, куда входила следующая песня:

7. The Cravats. Пока Браян Ино записывал джазово-фанковый ноу-вейв Джеймса Чанса в Нью Йорке, Тео Шенд и его соратники создавали свой собственный авангардный джаз-панк по другую сторону Атлантики под названием The Cravats. Так же, как Crass и Poison Girls, The Cravats начали свой путь на лейбле Small Wonder; несколько альбомов они издали на Crass Records и один на Corpus Christi, как The Very Things, которая была вроде как группой-преемницей The Cravats и продолжила дело их безумного искусства. Ниже одна из песен, записанных для Crass в 1982:

Еще пару слов о Cravats. Оцените эту более раннюю запись (издавалась не на Crass), звучит как нечто, что могло быть написано Дэвидом Боуи и Браяном Ино во времена Low:

8. The Very Things, как я уже упоминал, были на самом деле продолжением The Cravats. Не менее (если не более) странные, чем их предшественники, The Very Things выпустили “The Gong Man” 7” на Corpus Christi, побочном воплощении Crass. Дадаистский, шизофреничный, экспериментальный пост-панк.

9. KUKL. Большинство людей уже забыло, что Бйорк в свое время начинала на Crass Records в составе исландской группы KUKL (в переводе «колдовство»), игравшей странный готический пост-панк. KUKL были звездами позднего периода Crass Records (1984-1985). Оба их альбома, The Eye (очевидно, названный по «Истории Глаза» Жоржа Батая) и Holidays in Europe, были изданы на Crass. Как многим известно, Бйорк и другие участники позже создали успешную альт-рок группу The Sugarcubes. Ниже – трек из дебютного альбома KUKL

10. Andy T. В 1982 Crass выпустили мини-альбом Энди Т (полностью Энди Торли) “Weary of the Flesh”, заслуживающий одно из почетных мест в истории электронного эмбиента. Энди – поэт, и этот EP состоит из его декламаций, начитанных поверх звуколандшафтов, созданных барабанщиком Crass Пенни Рембо. Релиз вызывает интерес как в качестве нойзово-индустриальной музыки того времени в духе Whitehouse and the Broken Flag, так и в качестве панк-поэзии в духе Джона Купера Кларка.

11. The Mob. Сами The Mob (не путать с ньюйоркскими The Mob, играющими хардкор) позиционируют себя как панк-группа, но, на мой вкус, они играют добротный, угрюмый, отчаянный и мрачный пост-панк, характерный дождливой и депрессивной Англии (в частности, Йеовилю). Настойчиво интровертные и печальные, The Mob до сих пор не вкусили заслуженного признания, — немалое упущение, учитывая то, как до сих пор глубоко проникают в душу слушателя их песни. Некоторые люди так прочно ассоциируют The Mob с Crass, что я не премину напомнить – на Crass издавалось лишь только их двухпесенный EP “No Doves Fly Here”. Недавно группа воссоединилась в старом составе и сыграла концерт в Остине, Техас, в конце мая 2012 года. Страничка группы на deathrock.com находится здесь

12. Annie Anxiety. Присутствие Энни Энгзаети на лейблах Crass и Corpus Christi лишний раз напоминает об авангардной природе самих Crass. Изначально Crass сформировались на останках экспериментального коллектива Exit, использовавшего множество инструментов и вокальных техник в непривычной форме, что подробно описано Джорджем Барбером в биографии Crass. Мини-альбом Энни Энгзаети 1981 года “Barbed Wire Halo” – это напористый, беснующийся мульти-инструментальный материал; это, возможно, именно то, что стоило бы называть чистым пост-панком. Наиболее близкими соседями по звучанию были бы KUKL and Diamanda Galas. Далее Энни записывалась под никнеймом Little Annie.

13. Rudimentary Peni. Играли ли Rudimentary Peni пост-панк? Или они скорее дэтрок? Хардкор? Что они, в сущности, играли? После двух быстрых и агрессивных EP, выпущенных на Crass Records, Rudimentary Peni перешли на Corpus Christi и выпустили Death Church, шедевр мрачной панк-музыки, достигший третьего места в британских инди-чартах 1983 года. Группа, которая и поныне активна, набрала популярность у аудитории дэтрокеров после DeathChurch и утвердила ее, издав в 1987 альбом Cacophony, посвященный ГФ Лавкрафту (не на Crass или Corpus Christi). Доходы, полученные от продажи DeathC hurch, группапожертвовала на запись EP для близкой им дэтрок группы Part 1.

14. Sleeping Dogs. Еще один крайне странный, диссонансный и вычурный проект, на этот раз из Сан Франциско, неожиданно и угловато втиснувшийся в каталог Crass Records в 1981 со своим 3-х-песенным EP “Beware.” Американский арт-панк на Crass!

15. И опять несколько слов про Crass. Ведь Crass и сами значительно более экспериментальны, чем принято считать. Очень малое количество их песен зиждется на трехаккордных рифах и рамонесовском стиле, а барабанные партии Пенни Рембо всюду ведут маршевый ритм, мало где до этого (да и после) использованный. Большинство их песен не имеют стандартной куплетно-припевной структуры, на которой строится традиционный панк рок. «Традиционный» панк рок?! О да, такое бывает.

Как уже отмечалось в начале списка, первой песней, выпущенной на Crass, был их более чем пятиминутный мрак в жанре dark ambient, который скорее ожидаешь от Nurse With Wound. И, завершая цикл, одна из последних изданных вещей была полностью индустриальной, практически без каких-либо гитар и с драм-машиной вместо барабанов. Я говорю об их танцевальном индастриал-шедевре “Smash the Mac”:

Некоторые из групп не были включены в список по исключительно субъективным и оценочным критериям. Играли ли Zounds пост-панк? Я скорее отвечу «нет»; их звучание можно сравнить с Gang of Four в некотором роде, но они также близки к Adverts и ранним Alternative TV, чья музыка – чистый панк, и точка. Классическая вокалистка Джейн Грегори тоже издалась на Crass в их поздние дни – это можно было бы назвать пост-пост-панком, может быть… но, если отбросить фактор лейбла, нет ничего в исполнении Грегори, что бы можно было отнести к панку, или хотя бы даже пост-панку. (Конечно, это открывает простор для множества спекуляций на тему того, как определять все эти термины, впрочем, мы сейчас не об этом.)

Также стоит отметить, что о некоторых группах часто думают как о группах, «связанных с Crass», или как о группах из той же анархо-панк тусовки, которые, на самом деле, никогда не появлялись на Crass или их дочернем Corpus Christi (возможно, тому виной появление этих групп на их компиляции Bullshit Detector). В числе этих групп Rubella Ballet, Lost Cherees, Part 1, Null and Void, The Astronauts, The Apostles, Hagar the Womb, Sears, Chumbawamba и многие другие. Опять же, я говорю об изданных синглах, EP или полноформатных релизах, а не об участии на компиляциях.

Обзор пост-панк релизов Crass Records: 2 комментария

  1. Текст перевода взят с http://kras-punxrevival.blogspot.com/ Когда большинство людей, знакомых с анархопанком, думают о нем, второй на ум после Crass всегда приходит группа Conflict, чья музыка, как и лирика, резка, агрессивна и бескомпромиссна. Это бунтари из Элтема, Южный Лондон. Conflict – первая анархопанк группа, поднявшая вопрос борьбы за права животных на уровень вооруженной защиты. Их упорное нежелание отстаивать свои позиции, даже путем применения насилия, всегда вызывало ожесточенные споры вокруг них, и часто их более либеральные, более пацифистично настроенные соратники по сцене отказывались признавать их по этой причине.

Оставьте комментарий